Борьба за судно

О силе человеческого духа, о способности делать, казалось бы, невозможное написано немало. Вот еще одно свидетельство тому. История эта может показаться невероятной, но работа под водой наполнена удивительными событиями и неожиданными ситуациями...

Стояли благодатные дни бабьего лета. Давно не было такой солнечной осени, пусть короткой для северной природы, но столь славной, желанной. Над раздольем реки Ижмы стояла тишина, только изредка будимая сиплыми гудками трудяг-теплоходов, спешивших до закрытия Северного морского пути доставить все необходимое.

А водолазы спешили до наступления холодных штормовых ветров, несущих морозы и сильное волнение, завершить работы по подъему буксирного теплохода, затонувшего в устье реки. Работали под водой при искусственном освещении; могучая река несла столько глинистых взвесей, что подводные светильники выглядели на глубине желтыми пятнами. Приходилось работать на ощупь.

Водолаз за водолазом уходили под воду, сменяя друг друга. Наверху им добросовестно помогали ребята из аварийной службы. Судоподъемные понтоны уже остроплены, надежно проведена их найтовка*, шланги, идущие под воду с самоходной баржи обеспечения, подсоединены. Но, проснувшись рано утром следующего дня, водолазы увидели настоящую северную зиму с крепким морозом и землю, укрытую снежным покрывалом.

Неделю бесновалась северная метель с колючим снегом и лютой стужей, прошивающей даже дубленые полушубки. А потом снова подули южные ветры, принося тепло. Люди вновь приступили к подъему буксира. Встали на свои места суда. Все готово к поддувке понтонов. Но с последнего контрольного погружения прошло десять дней, и Владимир Беломоров, старшина водолазной станции, решил провести повторное погружение. Так положено в водолазной практике.

При осмотре старшина обнаружил, что воздушные шланги, идущие к понтонам, перехлестнулись, и начал их распутывать. С момента погружения под воду прошло около тридцати минут, когда он почувствовал, что течение резко усилилось, возрос, напор воды. Сообщил об этом по телефону наверх. Но спустя полторы-две минуты сильный рывок сорвал Беломорова с понтона, и мощный поток закрутил его в сплошном мраке, поволок по грунту. Связи не было, прекратилась подача, воздуха.

Володя понял, что случилась какая-то непонятная, страшная беда не только с ним, но и с его товарищами на водолазном боте. И действительно, на том месте, где недавно над затонувшим судном стояла маленькая флотилия, было пустынно; только льдины перемалывали друг друга.

Судно в опасностиВсе произошло настолько неожиданно, что товарищи Володи, хотя и обладали тренированным аварийным мышлением, не успели спасти его. Они старались изо всех сил опередить мощный поток, выбирая шланг-сигнал, но необузданная сила потока воды, льда и измочаленных бревен смела все на своем пути.

Стальная обшивка корпуса водолазного бота затрещала, швартовые капроновые концы натянулись до звона и один за другим лопнули, словно перетянутые струны. Бот швырнуло на самоходную баржу. От удара в щепки разлетелись привальный брус правого борта и дежурная шлюпка, стоявшая у борта баржи.

Шланг-сигнал, идущий под воду к водолазу, видимо, зацепился за что-то на затопленном буксире, вырвался из рук водолазов и мгновение спустя лопнул. А бот вместе с баржой, оставившей свои оборванные якоря в илистом грунте, потащило в черную ночь.

На палубе бота уже началась борьба за судно, за жизнь. В выдавленном иллюминаторе среднего кубрика торчало бревно. Оно как страшный рычаг расшатывало обшивку, когда на наружный конец бревна наваливался лед. Водолазы раскромсали конец бревна, находящийся в кубрике, и вытолкнули его наружу, задраив место раздавленного иллюминатора стальной заглушкой.

Бот и баржу все несло в море, но напор воды начал спадать. Во второй половине ночи подул сильный южный ветер. На боте включили главный двигатель, дали проверочные обороты, все было в норме — винто-рулевая система не пострадала. Баржа отделалась потерей якорей.

*Найтовка—соединение при помощи тросов судоподъемных понтонов с баржой.

Читать продолжение

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий