Первая встеча с морем

Старый костюм водолазаКто не помнит первой встречи с морем! Его необозримые просторы оставляют неизгладимый след в памяти каждого. У одних эта могучая стихия порождает страх и беспомощность, у других возбуждает любопытство, но есть люди, для которых море становится частицей их души, их жизни и даже средой обитания! А как иначе можно сказать о человеке, рабочее место которого — подводный мир?
Людей этих называют простым русским словом — «водолазы»
В России водолазные работы известны с давних времен. Древние славяне, например, опускались под воду и дышали через полый тростник. В Московском государстве была профессия водолаз. Водолазы добывали жемчуг, строили из столбов, досок и лозы примитивные подводные сооружения для ловли рыбы,
При Петре I Россия крепко встала на морях. Водолазы поднимали затонувшие суда, проводили водолазные работы в портах, используя водолазный колокол. Именно тогда, в далеком 1719 году, крестьянин Ефим Никонов придумал «потаенное судно» — этакую подводную лодку и выдвинул идею создания водолазного скафандра, сделанного из кожаного костюма и деревянного бочонка, который следует надевать на голову.
В 1840 году кронштадтский механик Гаузен придумал и создал скафандр, в котором шлем не соединялся с одеждой наглухо. Этот аппарат стал прообразом современного вентилируемого скафандра.
В 1882 году в Кронштадте была открыта школа Морского ведомства. Школа немало поспособствовала развитию водолазного дела в России. В ней готовили водолазов для флота, создавали и совершенствовали водолазную технику. Довольно скоро школа получила признание как в России, так и за рубежом. Она участвовала во всемирных выставках в Чикаго (в 1893 г.), в Антверпене (в 1894 г.) и в Париже (в 1901 г.). Отечественные образцы подводного металлоискателя, автоматического травящего клапана, предохранительного клапана внутри водолазного шлема, подводного телефона, светильника и другие приспособления были награждены серебряными медалями.

Сохранилось интересное высказывание лейтенанта Арцибашева, служившего водолазным специалистом на броненосце «Император Александр III»:

«...я имел возможность ознакомиться с состоянием водолазного дела на императорских судах... Из всех этих наблюдений составилось одно общее мнение, что водолазное дело на наших судах стоит гораздо правильнее, чем у иностранцев. Я на каждом шагу убеждаюсь, что мы, русские, во многом ушли от иностранцев. Предельная глубина, на которую опускаются иностранные водолазы, есть 20—23 м, в редких случаях 27 сажен... Приятно сознавать, что рекорд глубоководных спусков побит все-таки нами, русскими, у которых глубина водолазных спусков уже достигла 30 сажен (64 м)... Я уверен, что русские водолазы не остановятся на этой глубине».

И они не остановились... Читать продолжение — Водолазное дело в XX веке.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий