Подготовка к съемкам

Но вернемся к «Акванавтам». У нас и раньше снимали под водой художественные фильмы. Но «Акванавты» были тем фильмом, в котором подводные съемки заняли главное место. Именно поэтому я расскажу о подготовке и проведении съемки этого фильма.
События в будущем фильме в основном разворачиваются в водах океана. Поэтому потребовалось создать многоцелевой технический комплекс для подводной киносъемки. Начались инженерные поиски и разработки по изготовлению подводных носителей, отсека, боксов, подводной декорации, механических рыб. Студия приобрела и оснастила оборудованием специализированное судно. Работа закипела. Водолазный пост превратился в своеобразный штаб и учебный центр. Здесь 38 работников студии прослушали стосорокачасовой курс по водолазному делу с учетом специфики подводных киносъемок.
Было решено перенести съемочную площадку из бассейна в море. Главным районом съемок на подводной натуре конечно же был выбран Тарханкутский полуостров. Здесь больше, чем где-либо в Крыму, солнечных дней в году, высокая прозрачность вод, разнообразный рельеф дна, господствующие береговые ветры. В прибрежных водах бухты Малый Атлеш удобно было строить сложный комплекс подводных декораций.
По замыслу режиссерского сценария кадры будущего фильма были «привязаны» к конкретным подводным натурным площадкам. Зимой мы провели пробные подводные съемки. В результате удалось выявить нужную цветовую гамму будущих декораций.
Установке подводной декорации предшествовали месяцы напряженной работы: расчеты остойчивости конструкции, промеры глубин моря, пробные съемки, подбор и испытание материалов, монтаж декорации.
Вот как проходила установка декорации «Станция Дейтерий-1010». Двадцатитонная металлическая пирамида высотой в 5 и диаметром в 15 метров с тремя рабочими отсеками опускается на восьмиметровую глубину. Под водой ее ориентируют по отношению к сторонам света, и металлические ноги с точностью до дециметра устанавливают на площадку. Затем монтируют осветительные приборы. На декорацию и вблизи нее устанавливают боксированные и самодельные светильники. Общая мощность освещения составила 10 киловатт.
Впоследствии штормы не раз заносили опоры песком, вымывали под конструкцией воронки и траншеи, но она прочно стояла до последнего дня съемок.
Теперь очередь за самолетом. Самолет был настоящий. Он свое уже отлетал и теперь находится на дне. Мы переместили его под свод тоннеля так, чтобы можно было снимать глубоководные сцены в любое время.
В съемках участвовало также судно-носитель «Гидронавт». На его борту находился глубоководный аппарат. Он тоже был опущен на съемочную площадку.
Но как создать иллюзию вечной ночи вокруг подводной декорации, как избавиться от солнечных бликов на белых стенах отсеков? Выход найден—устанавливаем над декорацией тент из плотной ткани. Система поплавков, якорей и оттяжек удерживает его в нужном месте. Осветительные приборы усиливают иллюзию вечной ночи океанических глубин.
Для передвижения акванавтов использовались изготовленные в студии подводные носители-скутеры. По конструкции скутер — это один из вариантов буксируемого планера, модель «мокрого типа». Скутер сделан из водостойких нержавеющих материалов и оснащен дублирующей системой жизнеобеспечения пилота-подводника. Надежная конструкция и хорошая маневренность позволяют использовать его не только как объект съемки, но и на многих других работах. На съемках применялась и другая модель подводного планера.
Сконструированная в студии бутафорская манта приводилась в движение электродвигателем мощностью в два киловатта. Механические плавники с большой точностью имитировали движение плавников настоящей манты. Длина ее тела-3 метра, ширина—5 метров, вес около 350 килограммов.
Приближалось время начала съемок под водой. Отряд подводников прибыл на Тарханкут за десять дней до их начала. Нам нужно было составить подробную схему района съемочных работ. И вот схема готова. На ней показаны пути доставки людей и оборудования на съемочные площадки, нанесены бухты, гроты, тоннели, по норы, проходы и стоянки для мелкотоннажных судов, катеров, шлюпок, помечены места рейдовых стоянок для крупнотоннажных судов — носителей глубоководных обитаемых аппаратов.
Накануне первого дня съемок отряд подводников был разделен на три группы. Группа подготовки готовила подводные площадки для съемки. Группа обеспечения доставляла съемочное оборудование и реквизит, следила за безопасностью во время съемок под водой и на поверхности моря. В съемочную группу входили операторы, актеры и дублеры.
Перед началом съемок детально обсуждался план работы, распределялись рабочие места, проверялось снаряжение.
Наконец подготовка завершена. Под воду уходит камера. Раскрывается шаровой клапан станции, и скутер выходит в океан... Наибольшую сложность представляли кадры, требующие согласованной работы оператора, актеров и нескольких конструкций, например, манты и скутера.
Комбинированные съемки проводились непосредственно на морском дне из разработанного и изготовленного на киностудии погружающегося обитаемого отсека, построенного по принципу водолазного колокола. Электроэнергия и воздух для дыхания подавались с поверхности по кабель-шлангу. Была предусмотрена возможность работы отсека в автономном режиме. Погружение и всплытие его производились посредством балластной системы.

Читать продолжение

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий