Трудовой подвиг

А между тем моя северная одиссея подходила к концу. Травмированное легкое продолжало напоминать о себе, и вскоре я с семьей переехал из Мурманска в Новороссийск. Там шло строительство крупной в Европе нефтегавани Шесхарис. Плавотряду треста Новороссийскморстрой, который вел работы по строительству нефтегавани, нужны были водолазы.
Начался мой новый этап в водолазной практике. На Черном море я сделал свои первые шаги под водой, на Черном море мне предстояло стать водолазом-профессионалом.
Четыре года службы в ВМФ и четыре года работы в Мурманском АСПТР были годами моей подготовки к овладению профессией водолаза. Я это понял, когда приехал в Новороссийскморстрой. Здесь мне не очень-то приятно было осознавать свою профессиональную слабость. Пройдя суровую водолазную школу в Арктике, я считал себя достаточно опытным специалистом, так как имел опыт строительства подводно-технических сооружений, судоподъема, работал на сложных объектах, участвовал в поисках мин, торпед и других взрывоопасных предметов, в их подъеме и обезвреживании. Да мало ли что приходилось выполнять водолазу за восемь лет работы!
Но сейчас, после первого рабочего погружения под воду в районе строительства нефтегавани, я должен был признаться себе, что многого еще в водолазном деле не знаю, необходимо приобретать дополнительные навыки и учиться, учиться. Похоже было, что вновь все надо начинать сначала.
Мои новые товарищи были настоящими специалистами в подводном гидростроительстве. И они стали строгими и требовательными наставниками, а я прилежным и выносливым учеником. Работа была дьявольски тяжелая. Два дня подряд под водой, а третий — на обеспечении спусков товарищей, потом опять два дня под водой, и так продолжалось недели, месяцы, годы.
И не просто погружения, а тяжелая, изнурительная работа — разбивка профилей, ровнение постели (каменной, а не пуховой), установка направляющих и контрольных реек, реек не деревянных, а узкоколейных рельсов (при строительстве гидротехнических сооружений такие рейки применяются для ровнения постели).
После первого этапа ровнения каменной постели убираем ройки-рельсы, при помощи грузоподъемного крана устанавливаем так называемые отгрузочные массивы весом 100 тонн каждый. Через определенное время массивы убираем, и постель ровняем снова, то есть повторяем процедуру с рейками и подсыпкой камня, нивелировкой и т. д.
И вот постель одной секции готова. После этого заставляем секцию стотонными массивами, строго выдерживая швы между ними. Так постепенно выводим секцию на поверхность моря.
В процессе строительства ведется постоянный водолазный контроль за секциями: замеряются швы между массивами, если обнаруживается массив, не выдержавший нагрузки вышестоящих, убираем его, устанавливаем новый. Все массивы перед установкой в тело гидротехнического сооружения выдерживаются определенный срок в необходимых температурных режимах.
Так по секциям в трудных климатических условиях (сильные морские штормы и порой ураганные ветры — знаменитая новороссийская бора) за короткий срок было построено гигантское гидротехническое сооружение. Это сооружение имеет длину без малого один километр, а ширина секций — 20—30 метров. В нем выдержана правильная кладка массивов, сделана каменная отсыпка. Если учесть, что глубина моря в районе строительства до 20 метров, то сооружение выглядит гигантской железобетонной стеной, каждый метр которой возведен руками водолазов. Пусть простят меня те гидростроители, которые проводили надводный монтаж сооружения (их работа видна и вызывает восхищение!), если я скажу, что работа, проделанная водолазами,— настоящий трудовой подвиг!

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий